Диагностика качества проведённой психокоррекционной работы и закрепления проделанных установок и внушений (авторская методика)

Проблема диагностики качества проведённой психокоррекционной работы, а также качество закрепления проделанных установок и внушений всегда проблематична в работе любого психолога или психотерапевта. Наличие какого-либо инструмента у специалиста позволило бы во многом облегчить его работу.

В настоящее время существуют аппаратные электронные технические средства, фиксирующие реакцию психики человека, ЦНС и частей головного мозга на проводимые внушения и лечебные манипуляции. Получаемая при этом информация требует расшифровки специалистом (энцефалограмма) и не несёт в себе прямые указания на ожидаемый результат. К тому же места «съёма» полезной информации поверхностны и ограничены аппаратными возможностями, не говоря уже о громоздкости и дороговизне используемой техники.

В обычных рабочих условиях специалист на этот счёт обнадёживается интуицией и накопленным опытом. Данную проблему я постарался решить, используя проявления феноменов трансовых состояний.

Известно, что феномены гипноза обязательно проявляются в процессе гипнотизации на протяжении всего сеанса. Возможно, что эти проявления могут носить сугубо личностный характер, однако всегда определяются общие тенденции и закономерности. Для иллюстрации, например, классификация Каткова, описанная в настоящей работе.

Трактовка гипнотического феномена ведётся в две стороны, т.е.  внушение определяет феномен, и наоборот, демонстрируемый феномен показывает состояние гипнотика.  Я же поставил цель определить третье направление, когда демонстрируемый феномен привязан к конкретному психофизиологическому показателю. Это и есть тот «инструмент», сопоставимый по качеству уровню самой психики человека. Данный способ прошёл апробацию и получил положительный отзыв в московском Центре психологической помощи психотерапевта к.м.н. И.И. Разыграева.  В настоящее время способ диагностики качества психокоррекции используется в моей практике и преподносится на курсах профессионального мастерства.

Для наглядности принцип работы нового инструмента я покажу на примере психокоррекционной работы по  нивелированию зависимости от табакокурения.

«Зависимые» клиенты индивидуально проходят курс сеансов гипнокоррекции, где у них вырабатывается отторжение к табаку как на эмоциональном, так на ментальном и органическом уровнях. Пройдя стандартные процедуры, клиенты по-разному реагируют на производимые воздействия, не говоря уже о том, какие разные исходные установки они с собой «принесли». Опыт работы показывает, что большая часть клиентов успешно справляется с поставленной задачей и искореняет свою зависимость, однако, в конце курса трудно однозначно продемонстрировать готовность «включения» всех установок гипнотерапевта. Здесь, как раз, на помощь приходит внедрённый в Центре способ диагностики качества психокоррекции.

На завершающем сеансе клиенту, выведенному из состояния гипноза, но ещё находящемуся в «подтрансованном» состоянии предлагается обратить внимание на свою руку, которая лежит на подлокотнике кресла, в котором находится клиент.

Клиенту сообщается, что его рука будет реагировать на произносимые гипнологом фразы по-разному, при этом испытывая либо ощущение «лёгкости», либо «тяжести» в зависимости от содержания сказанного гипнологом.

Следом сообщается, что позитивные составляющие несут ощущения, например, «лёгкости», а негативные — «тяжести», а значит, рука либо легко, либо с трудом, а может быть и никак, оторвётся и приподнимется над ручкой кресла частью руки от локтя до ладони.

Затем клиенту предлагается выбрать удобную позу, руку, например, правую, положить на подлокотник кресла, выровнять дыхание и ни о чём не думать.

Гипнотерапевт нейтральным голосом сообщает клиенту фразу, например: «Дым от табака наполняет комнату и окутывает голову». Жестом просит клиента отреагировать на сказанное правой рукой. И так последовательно, перемешивая фразы, несущие противоположное значение.

Реакция клиента, как правило, однозначно отслеживает значение предложенного и «сообщает» о сформировавшейся реакции психики и организма в целом. По тому же принципу отслеживается уровень и скорость наступившей реакции. Здесь научное объяснение можно найти в аналогии с состоянием «контрастной иллюзии», рассмотренной в третьей главе настоящей работы. В данном случае принцип установки (готовность к привычному способу реагирования) Д.Н.Узнадзе срабатывает как индикатор обновлённой установки.

Таким образом можно построить диагностику любого действа специалиста, психолога, гипнолога, применяя на выбор удобную форму и вид феноменологических проявлений. Если работа, например, психолога не предусматривала текущей гипнотизации, то при диагностике клиента предлагаемым способом необходимо произвести «подтрансовку». Уровень гипнотизации зависит от индивидуальных особенностей клиента и может быть реализован в широком диапазоне.

И так, перечислю главные достоинства способа диагностики качества психокоррекции:

  1. Способ теоретически построен на принципах реализации феноменов трансовых состояний, «контрастной иллюзии» и установок Узнадзе.
  2. Способ по своей эффективности стоит на уровне качества психомоторных реакций, т.е. приближен к идеальному.
  3. Способ универсален, отслеживает любые реакции психики испытуемого, используя весь комплекс разновидностей феноменов трансовых состояний.
  4. Клиент наглядно и осмысленно оценивает собственные реакции, делая при этом однозначные выводы.
  5. Способ применяется абсолютно на всех уровнях и на любом этапе в сеансах.
  6. Способ качественно закрепляет психокоррекционные установки клиента, переводит их на более высокий уровень.
  7. Способ не предполагает использования какого-либо оборудования и затрат на своё внедрение.
  8. Освоение способа не считается затруднительным даже начинающим специалистам.

У вас есть проблема, которую нужно решить раз и навсегда?

Запишитесь на прием и я смогу помочь вам уже в ближайшее время!