Изменённые состояния сознания и гипноз

Основной составляющей личности является сознание. Важнейшая задача сознания — сведение воедино всех функций психики. Сознание неразрывно связано с представлением человека о себе, то есть с собственным «Я»[1].

Высшая нервная деятельность человека обеспечивается в основном самоорганизующимися процессами мозга. Проявления этих процессов в поведении человека формируют шаблонные реакции, являющиеся основой поведения вообще, и всех живых существ и человека в частности. Высшей степени сложности шаблонные реакции обеспечивают взаимодействие индивидов, в то же время порождая возникновение конфликтов между деятельной и консервативной частями ума каждого индивида в отдельности. Эти же процессы объясняются присутствием в психике человека сознательной и бессознательной её части.

Эффективное изменение поведения в зависимости от внешних перемен возможно только при условии контроля над старыми шаблонами, то есть при возможности хотя бы частичного или временного их осознания. Так реализуется психологическая адаптация. Протекание подобных процессов обеспечивается и катализируется изменёнными состояниями сознания[2]. Изменённые состояния сознания, сокращённо обозначаемые в специальной литературе как ИСС, по своему спектру и глубине разнообразны, они широко наполняют жизнь индивида, становясь неотъемлемой его частью.

Способность входить в различные изменённые состояния сознания (ИСС) изначально заложена в человеке природой. В основе механизма перехода лежит необходимость перестройки модели поведения в экстремальных ситуациях. Эти состояния возникают, например, при нарушении суточного режима, физическом и умственном перенапряжении, глубоких переживаниях, при затруднённой адаптации, дезадаптациях, стрессах, травмах, отравлениях, различных заболеваниях (особенно с высокой температурой), при бурном сексуальном оргазме, в результате предельной концентрации и перенапряжения. Изменение состояния сознания сопровождается изменением восприятия, мышления, психофизиологических процессов и психофизических возможностей человека.

В различных ИСС возможно либо сужение, либо расширение поля сознания. Отсюда вытекают два различных принципа интеграции, которые можно рассмотреть с точки зрения теории доминант.

С точки зрения нейрофизиологии процессы изменения шаблонов возможны при устранении или перестройке определённых нейронных комплексов, которые несут ответственность за выполнение определённых действий. Комплекс только тогда является действенным, когда в нем поддерживается определённый уровень возбуждения.

Функция изменения или коррекции шаблона труднореализуема из-за ограниченности каналов доступа. Это объясняется включением защитных функций психики, структуры сознания, бдительно контролирующей приобретённый опыт. Если же существующий шаблон всё же корректируется за счёт вытеснения какого-либо его материала, то вокруг него возникает зона торможения, ограничивающая распространение возбуждения. Обычно начальные стадии интеграции обеспечиваются суженными состояниями сознания. Лишь после становится возможным его расширение.

При сужении сознания происходит избирательное увеличение активности функциональных органов головного мозга. Действующие доминанты имеют свойство суммации возбуждений и чрезмерное или запредельное возбуждение ведёт к торможению. В первую очередь тормозятся наиболее энергетически ёмкие комплексы, то есть те, в которых в этот момент поддерживается наивысший уровень возбуждения. В результате этого процесса вытесненный материал становится более доступным для сознательной проработки.

В обычном же состоянии сознания психике не хватает силы возбуждения, чтобы провести торможение негативных вытесненных доминант.

Расширение сознания обычно обеспечивается увеличением общей активности коры головного мозга, синхронизируется работа различных его участков. Максимальная синхронизация может вызвать эффект расширения сознания даже на фоне торможения коры. При этом в результате резонанса на энцефалограмме у испытуемого можно наблюдать увеличение амплитуды электромагнитных колебаний.

На фоне этого процесса становится возможным подавление, подчинение негативных доминант из-за их несоответствия более глобальным, а значит, стоящим в иерархии выше программам.

В обоих случаях результатом действия ИСС является перераспределение и образование новых функциональных связей между клетками (нейронами), что ведёт к уравновешиванию процессов возбуждения и торможения в различных участках мозга, то есть к ликвидации возникших внутренних противоречий.

Во многих ИСС происходит массированный выброс нейромедиаторов, спектр которых очень велик. Их соотношения и количество диктуются внутренними условиями и потребностями, поэтому действуют они более мягко и целесообразно, чем введённые извне наркотические вещества, применяемые в случаях клинической медицины и психиатрии.

Интенсивные процессы в ИСС осуществляются также и между полушариями, так как возбуждение может охватить весь мозг и части негативного опыта зачастую находятся в различных полушариях. Кроме того, само по себе уменьшение внутренних противоречий ведёт к более тесному их взаимодействию.

По современным представлениям сознание локализовано в некотором участке мозга, который ещё И.П. Павлов назвал «светлым пятном». Наличие этого пятна подтверждается современными научными данными на основе анализа перераспределения кровотока в мозге и исследования электрических потенциалов[3]. Благодаря этому образованию человек может идентифицировать себя как определённую личность, обладающую собственной волей.

Исследования показывают, что «география светлого пятна» может изменяться, а иногда этот участок вообще попадает в зону торможения. Это становится особенно важным в создании раппорта при взаимодействии индивида с экспериментатором.

В таких состояниях весьма вероятно образование изолированных островков восприятия, информация из которых недоступна в обычном состоянии. На их базе возможно образование новых «Я», имеющих собственную мотивацию, а иногда даже способных в нужных ситуациях вызывать торможение зоны обычного «Я», полностью забирая контроль в свои руки.

Феноменология ИСС невероятно сложна и изучена ещё далеко не полностью. Кроме того, изменённое сознание имеет намного большую подвижность, чем нормальное. Поэтому все классификации ИСС, которые известны на сегодняшний день, либо ограничены, либо носят условный характер. Предложенная схема классификации изменённых состояний сознания отражает связи между различными ИСС, и лишь косвенно связана с воспринимаемыми в них реальностями и феноменологией. Следует отметить, что существуют также болезненные нарушения сознания вследствие различных психических заболеваний, но по отношению к ним термин ИСС обычно не употребляется.

В противовес нормальному состоянию сознания (НСС), которое определяется обычным бодрствованием,  располагается куст видов изменённых состояний (ИСС). Его основу составляют: особые состояния, трансовые состояния и состояние сна. В первую очередь нас будут интересовать трансовые состояния.

Из вышеприведённого, классификация изменённых состояний сознания (ИИС) по С. Кардашу предполагает в своём составе ИСС, именуемые трансовые. Трансовые состояния по своей природе обширны, и в общей своей массе подразделяются на:

  •   ритуальные трансовые состояния, или ритуальный транс;
  • самогипноз (медитация), сюда же можно отнести аутогенную тренировку;
  •   гипноз, и как его яркое проявление — сомнамбулизм.

За понятием «ритуальный транс» стоит целая группа состояний, методы достижения которых связаны с различными культами и верованиями. Такие состояния возникают при истовой молитве, религиозных обрядах, мистериях, ритуальных плясках. Например, суфии использовали для этого продолжительное хоровое пение, длительное интенсивное вращение. Во многих шаманских традициях используется обряд камлания, необходимым элементом которого является громкая игра на бубне в сочетании с изматывающим танцем и интенсивным дыханием. Жрецы древнегреческой богини Сивиллы, которые занимались прорицательством, для вхождения в ритуальный транс использовали даже такой необычный метод, как вдыхание вулканических газов.

Ритуальные трансовые состояния, или ритуальный транс можно рассматривать как предпосылки возникновения использования транса. Так, посредством заклинаний и внушения в Индии лечили многие болезни, делали заговоры; во многих индийских племенах в состояние транса впадали посредством ритуальных танцев, во время которых участники обряда пребывали в таком умоисступлении, что могли вообразить себя кем угодно – хоть духом, хоть животным. Ритуальные трансовые состояния использовались издревле жрецами как универсальный инструмент воздействия и психокоррекции. Любая религиозная система имеет в своём распоряжении высокоэффективные методы формирования состояния транса у своих адептов[4].

В состоянии самогипноза (медитации), а также в процессе аутогенной тренировки человек может испытывать (входить) в трансовое состояние различной глубины и качества его протекания, т.е. трансовое состояние можно получить самонаведением транса — через самогипноз. Под самогипнозом подразумевается самостоятельное вхождение экспериментатора в транс. Самогипноз может быть разделён на разные стадии по глубине погружения. Начальные стадии самогипноза представляют собой мышечную релаксацию, сопровождающуюся закрыванием глаз или фиксацией взгляда. При гораздо более глубоких погружениях можно дойти до уровня возникновения гипнотических феноменов, например, каталепсии, возрастной регрессии и многих других[5]. Здесь уместно заметить, что автор имеет ввиду развитие глубины погружения в состояние гипнотического транса от сеанса к сеансу.

Существует три типа переживаний, которые можно назвать чистым самогипнозом[6]. Первый тип — непроизвольное трансовое состояние. Трансовое состояние может возникнуть непроизвольно, например, при поездке на машине по знакомой дороге. Человек уходит в свои мысли и не обращает внимания на то, что делается вокруг, хотя на определённом уровне остаётся достаточно сознательным для того, чтобы не съехать с дороги, избежать аварии или не пропустить поворот. Непроизвольный транс возникает также при эстетических переживаниях, когда зритель в театре или на концерте бывает настолько очарован спектаклем, что длительное сценическое действо кажется ему одним мгновением.

Второй тип чистого самогипноза возникает, когда человек обучается самогипнозу у кого-либо, часто у профессионала, но продолжает заниматься им регулярно в течение длительного времени уже после того, как его взаимоотношения с учителем прекратились. Через некоторое время человек начинает «владеть» самогипнозом: он становится диссоциированным от исходного источника.

К третьему типу, как считает мастер самогипноза М.Н. Гордеев, можно отнести медитацию. Хотя множество учителей медитации настаивают на том, что медитация и транс представляют собой фундаментально различные состояния, тем не менее, медитация вызывает состояние транса. У человека, практикующего Дзэн-медитацию духовных практик, и у индивида, выполняющего упражнения по самогипнозу в оздоровительных целях, предписанные ему как часть психотерапевтического лечения, намерения могут различаться, но, тем не менее, оба будут испытывать транс.

В продолжение выше озвученного можно констатировать, что в трансовое состояние можно войти, применяя медитацию.

Многие формы медитации заимствованы из древних восточных религий. Целью восточной медитации является духовное просветление — обособление человека от внешнего мира. Медитация переводит вас из состояния бодрствующего сознания — состояние бета, — в изменённое альфа-состояние; затем состояние альфа сменяется на тето-состояние (по названию электромагнитных волн, испускаемых корой головного мозга), которое и представляет собой гипнотический транс[7].

Цель медитации, по мнению ряда современных исследователей, может быть сформулирована, как овладение собственным вниманием и контролем над ним для того, чтобы уметь концентрироваться на выбранном предмете для предотвращения психического напряжения.

В учении Будды одним из средств достижения нирваны является развитие интуитивного мышления посредством медитации. Похожее состояние уставший человек испытывает, когда он, вернувшись с работы домой, принимает пищу и безжизненно пустыми, остановившимися глазами смотрит в одну точку за окном[8].

Существуют различные типы медитации. Тибетские буддисты в качестве объекта сосредоточения используют мантру — тихо повторяемые слова, а дзэн-буддисты — подсчёт вдохов и выдохов, например, от одного до десяти с повторами. Независимо от типа медитации используются одни и те же приёмы: «раскрытие сознания» или же концентрация внимания. Медитация позволяет контролировать частоту сердцебиений, снижать электрическую активность кожи, усиливать альфа-активность мозга[9].

В.М. Кандыба подчёркивает основное различие между медитацией и самогипнозом тем, что «В то время как медитация помогает человеку уйти от проблем, с помощью гипноза можно эти проблемы решить»[10]. И, далее: «Сосредоточение, исключающее все внешние помехи, — вот секрет самогипноза. Самогипноз есть нечто большее, чем погружение в себя. Он способствует принятию решений и является лучшим средством самозащиты. Использование тщательно продуманной программы, учитывающей ваши цели, — ещё один аспект гипноза, который отличает его от обычного миросозерцания».

Цель гипноза, самогипноза и различных видов медитаций — обширное торможение коры с созданием очагов сверхбодрствования для облегчения внушения или самовнушения. Внушение может проводиться в целях оптимизации работы мозга и организма в целом. Само по себе торможение коры мозга способно оказывать благоприятный эффект. Благодаря трансовым состояниям человек фактически может влиять на любые функции организма, в том числе и на те, которые обычно не поддаются сознательному контролю.

Когда основная активность переходит от левого полушария к правому, наступает транс. Но ни одно полушарие никогда не «выключается» полностью[11]. Сознательное может только уйти на второй план, но функцию «предохранителя» будет выполнять всегда, и если будут созданы условия, которые реально угрожают человеку, или отданы внушения, которые никак не соответствуют собственным ценностям, — существование транса иссякнет.

С точки зрения психологии, как отмечает российский учёный Т.И.Ахмедов, транс — это, прежде всего, переживание, а следовательно, он (транс) у разных людей будет проявляться по-разному. Переживание одного и того же чувства у различных людей будет отличаться так же, как отличаются отпечатки пальцев[12]. То есть уместно говорить об индивидуальности как вхождения индивида в трансовое состояние, так и поведения испытуемого в нём. Однако всегда можно отметить общие и характерные признаки наступающего или развивающегося транса, «лакмусовой бумажкой» которого являются  проявления феноменологий трансовых состояний, присущих большей части индивидов.

Один из важных с точки зрения психики человека вид ИСС составляет гипнотические трансовые состояния, вызванные гипнозом (самогипнозом).

Само слово «гипноз» возникло сравнительно недавно: в 1843 году в работе Джеймса Брейда «Нейрогипнология, или Трактат о нервном сне, рассматриваемом в его отношении к животному магнетизму и сопровождаемом многочисленными случаями его приложения для целей облегчения и исцеления болезней». В ней автор высказывает мысль, что здесь имеет место «сноподобное» состояние, которому он и даёт впервые в истории человечества наименование «гипноз». Брейд предвосхищает физиологическое понимание гипнотического состояния, даёт разносторонние клинические примеры возможного использования гипноза в лечебных целях (например, для обезболивания при хирургических операциях). Гипноз (от греч. hypnos — сон) — временное особое состояние сознания, характеризующееся сужением его объёма и резкой фокусировкой на содержании внушения, что связано с изменением функции индивидуального контроля и самосознания. Состояние гипноза наступает в результате специальных воздействий гипнотизёра или целенаправленного самовнушения[13].

Названное манчестерским хирургом Джеймсом Брейдом (1795-1860) явление трансового состояния термином «гипноз» прижился, этот термин многие употребляют до сих пор, поэтому Брейда иногда называют «отцом гипнотизма».

____________________________________________

[1] Кардаш С. Изменённые состояния сознания. — Д.: Сталкер, 1998. — 416 с.

[2] Там же, с. 29.

[3] Кардаш С. Изменённые состояния сознания. — Д.: Сталкер, 1998. — 416 с.

[4] Клепинин Д.А. Основы гипнологии. Учебное пособие. — М.: Российский новый университет, 2007. — 59 с.

[5] Гордеев М.Н.. Гипноз. Практическое руководство. — М.: Изд-во Института Психотерапии. 3-е издание. 2005. — 240 с.

[6] Кинг М.Е., Цитренбаум Ч.М. Экзистенциальная гипнотерапия. — М.: Независимая фирма «Класс», 1998 — (Библиотека психологии и психотерапии).

[7] Кандыба В.М. Психическая саморегуляция. — СПб.: Лань, 2001. — 448 с.

[8] Гончаров Г.А. Гипноз и самогипноз:100 секретов вашего успеха. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. — 254 с.

[9] Ильин Е.П. Психофизиология состояний человека. — СПб.: Питер, 2005. — 412 с.

[10] Кандыба В.М. Психическая саморегуляция. — СПб.: Лань, 2001. — 448 с.

[11] Богачев Филипп. Шаман в большом городе, или книга о приготовлении быстрорастворимой магии. — М.: «Аквариум-Принт», 2006.

[12] Ахмедов Т.И. Гипноз: Новейший справочник — Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. — 608 с.

[13] Руженков В.А. Основы клинической гипнотерапии: Учебник — Ростов н/Д: Феникс, 2005. — 316 с.

Поделиться

У вас есть проблема, которую нужно решить раз и навсегда?

Запишитесь на прием и я смогу помочь вам уже в ближайшее время!